Паруса.
В последние несколько лет произошли значительные изменения в дизайне парусов, сопровождающиеся возникновением новых типов парусов, и увеличением их собственного размера. Паруса стали больше (никого теперь не удивляет размер 10,5 кв.м.), расширяется ветровой диапазон. Акцент смещается в сторону легких парусов, с которыми удобно работать на воде. С тех пор, как виндсерфинг начал делиться на направления, появились и широко распространились специализированные паруса, например, фристайловые.
Для начала имеет смысл выяснить, чем отличаются друг от друга различные типы парусов, чтобы потом перейти к проблеме выбора подходящего размера.
Гоночные паруса. (для чего они и так понятно).
Колоссальные изменения произошли в этой категории за последние два года. Очевидный успех класса Формула, где одна доска используется при ветре от 8 до 25 узлов, подтолкнул дизайнеров к производству высокоэффективных мощных парусов с широким ветровым диапазоном. Большинство брэндов теперь выпускают паруса 11-13 метров - неслыханный размер еще пару лет назад. Гоночные паруса становятся немного легче для их размера, за счет уменьшения количества упоров - камберов. Большие паруса для курс-рейса приобретают более плоский профиль, чем слаломные, лучше работают как на полных, так и на острых курсах. Стабильность этих парусов удивительна - опытный спортсмен может кататься с парусом 8,3 кв.м. при ветре 15 м/сек. Гоночные паруса стали еще более требовательными к качеству настройки. Возросли также требования к совместимости парусов и мачт.
Паруса Freerace/Freeride (паруса для тех, кто хочет просто кататься в свое удовольствие).
Учитывая то, что многие спортсмены хотят скорости, но не желают иметь дела с тяжелыми камберными парусами, большинство брэндов начали выпуск безкамберных парусов, также ориентированных на скорость, но при этом намного легче гоночных по весу, и не таких требовательных в настройке. Эти паруса превосходно ведут себя на полных курсах, уступая гоночным лишь в одном - они не так хорошо работают на остром курсе. Если вы не гонщик-профи, и хотите кататься легко и удобно - это такая категория парусов, над которой вам стоит задуматься. Разница между парусами Freeride и Freerace весьма несущественна, в основном только в ценовой политике.
Паруса Freestyle (паруса для тех, кто любит « повыделываться»).
Эти паруса характеризуются удобством в обращении. Созданные для выполнения трюков, они наилучшим образом подходят для фристайловых досок и спортсменов, которым не интересно кататься по прямой. Они более легкие и не такие прочные, как, скажем, вэйвовые паруса, и имеют меньшее число лат для более "мягкого" ощущения. Если вы любите длинные прямые дистанции, эти паруса не для вас, но если вы - тот тип, который не представляет себе катания без прыжков с каждой мало-мальски удобной волны, ничто кроме фристайлового паруса не сделает вас счастливее. В то же время, фристайловые паруса большого размера обеспечивают достаточно раннее глиссирование, при условии сочетания их с правильной доской. Стойка спортсмена с фристайловым парусом отличается от стойки с гоночным, и некоторым, возможно, потребуется время, чтобы привыкнуть к этому.
Паруса Wave (для тех, кто хочет летать над волнами, которых у нас нет, но впрочем…)
На первый взгляд, этот тип парусов не имеет к нам ни малейшего отношения, поскольку в нашей средней полосе мы катаемся в основном на плоской воде. Тем не менее, если у вас небольшой вес, и вы ищете удобный маленький парус, вам стоит обратить свое внимание на вэйв-паруса. Эти паруса имеют очень прочную конструкцию, и ориентированы исключительно на удобство работы с парусом в сложных условиях. Эти паруса рассчитаны на короткий гик, что придает легкость в работе и упрощает старт из воды.
Итак, каков же будет ваш выбор? Для начала, честно ответьте самому себе: каков ваш стиль катания? Если иногда вам хочется спокойно курсировать вдоль побережья, в вашем арсенале должен быть большой парус, ориентированный на слабый ветер.
Попробуем охарактеризовать типы спортсменов:
Гонщик - маньяк. Хочет побеждать любой ценой. Проигрыш означает для него тоску и эмоциональный упадок. Может соревноваться как в классе Формула, так и в слаломе. Обычно катается с отчаянным выражением на лице - или от желания обставить кого-нибудь, или из боязни быть обставленным. Наименее любимый звук - "шлеп-шлеп-шлеп" от днища доски нагоняющего его спортсмена.
Отдыхающий. Катается в расслабленной стойке. Не считает виндсерфинг экстремальным спортом. Не мечтает провести на доске всю жизнь, и не бывает замечен с пеной у рта, если его кто-нибудь обогнал.
Фристайлер. Считает катание по прямой извращением. Взмывает вверх при малейшей возможности и испытывает оргазм, приземляясь в облаке брызг. Охотно демонстрирует окружающим шрамы и синяки, которые, как он считает, являются доказательством его превосходства.
Женщина. О, это совершенно особый случай. Охарактеризовать женщину-виндсерфера невозможно.
Ниже даются некоторые советы. Эти советы не являются обязательным правилом, очень многое может варьироваться в зависимости от навыков спортсмена, его силы и опыта.
Маниакальный гонщик. Если вы принадлежите к этой категории (или думаете, что принадлежите), тогда вам нужна доска класса Формула. В сильный ветер эти широченные монстры легко обставляют любую короткую доску. Выбор паруса тут совершенно очевиден - гоночный или Freerace. В идеале вам нужны две доски - Формула для слабого ветра и слаломная для сильного. Если у вас есть Формула, выбор размера паруса может быть примерно следующим:
Вес (кг) | Максимальный размер | Средний размер | Минимальный размер | Альтернативные варианты |
от 80 до 90 и > 1 | 11,2 | 9,65 | 8,3 | 11, 10, 9 |
от 70 до 85 | 10,4 | 9 | 7,7 | 10, 9, 8 |
от 60 до 75 | 9,6 | 8,3 | 7,2 | 9, 8, 7 |
от 50 до 65 | 8,3 | 7,2 | 6 | 8, 7, 6 |
Для слаломной доски вы можете подобрать парус в пределах 7.2-6.2 кв.м. В наших условиях вы в большинстве случаев вполне можете обойтись двумя парусами и двумя досками. Для гонщика весом 75 кг это означает: доска класса Формула с парусом, скажем, 9.6 и слаломная доска с парусом 6.8 или 6.2
Отдыхающий. Тут все просто - этот тип может обойтись одной доской и двумя парусами. Если вы хотите быть уверенными, что сможете кататься в 99% случаев - купите вторую доску и третий парус. В выборе паруса вам нужно руководствоваться, прежде всего, удобством в обращении и ветровым диапазоном. Таблица размеров может быть такой:
Вес (кг. | Максимальный размер |
от 80 до 90 и > | 9,5 |
от 70 до 85 | 9,5-8,5 |
от 60 до 75 | 8,5-8 |
от 50 до 65 | 7,5-7 |
женщина | 7,0-6,5 |
Выбор второго паруса также будет не сложен - отнимите от размера основного паруса 1.5 или даже 2 квадратных метра. Паруса сейчас имеют такой широкий ветровой диапазон, что бессмысленно уменьшать парус на небольшое значение.
Фристайлер. Этим подразумевается, что у вас фристайл-, фрирайд- или вэйв-доска. Выбор паруса зависит по большей части от вашего вкуса. Вам будет достаточно одного паруса для слабого ветра (скажем, 7.2 или 6.8), и одного паруса на метр-полтора меньше.
Женщины. Если вы катаетесь просто для удовольствия, берите парус в пределах 6.5 - 7.5 кв.м., при этом самый
легкий, какой можно найти. Это означает, что вам не нужен камберный парус, по крайней мере, пока у вас недостаточно
техники и сил, чтобы обращаться с ним. Второй парус - на 1.5 - 2 кв.м. меньше. В качестве второго паруса можно
использовать вэйвовый парус, опять же, из-за удобства в работе.
Ну а для тех, кто не понял суть статьи, могу только посоветовать следующее:
если вы только начинаете учиться, то берите парус от 4 до 6 метров, желательно вэйв-паруса (они очень прочные
и пригодятся вам в дальнейшем, когда научитесь кататься в сильный ветер);
если вы продвинулись в обучении и хотите кататься постоянно, то вам нужен парус от 6 до 9 квадратных метров,
при условии, что будете кататься на наших белорусских озерах;
если ничего не поняли, обратитесь к специалисту, ведь парус все-таки такая штука, что если маленький то
удовольствие не получите, если большой взяли от жадности может ручки вытянуть до колен, а может и ниже.