Твоя первая доска.
Этой статьей мы вынуждены прервать намеченный обзор о досках “STARBORD” и еще раз рассказать о выборе досок именно на Белорусском рынке. Начался сезон, и естественно, от “чайников”, да и райдеров посыпались вопросовы о выборе снаряжения. Все хотят очень крутой снаряд, ну очень за, не крутые баксы. Попробуем помочь жаждущим. Предупреждаем сразу, что рынок снаряжения виндсерфинга Белоруссии очень узкий, продавцов мало, счастливые обладатели досок продадут вам снаряжение почти по такой же цене, что и купили, торговаться бесполезно. Обсуждать будем покупку полного комплекта: Корпус, парус, мачта, гик и всякая мелочевка - собрал и поехал.
Уровень первый: в вашем кошельке от 100 до 400 (условных американских). Что можно купить за эти деньги серьезного практически ничего, за исключением антиквариата. Выбор следующий:
САМОДЕЛЬНЫЕ ДОСКИ (КАСТОМНЫЕ), можно купить даже за 50 у.е. Плюсы: дешево, надежно (сломалась - выкинул), можно кататься вдвоем и использовать как лодку. Минусы: очень тяжелая (килограмм 40, поднять можно только вдвоем), не глиссирует (где вы видели, чтобы баржи летали), на большой волне ныряет, гик и мачта (дюралевые) не имеет защиты и может пробить вашу башку. Что можно с ней сделать - только внешний косметический ремонт, пошкурить и покрасить.
МУСТАНГ (он же в сравнении “запорожец”). Начало производства - 80-е годы. Стоимость в пределах от 100 до 200 у.е., правда чудаки пытаются продавать и за 500 под логотипом “океанской доски”. Плюсы: единственная в бывшем СССР разборная на три части доска, удобно хранить и перевозить (можно даже в общественном транспорте), полностью пластиковая, лавсановый парус, проста в обучении, устойчива. Минусы: тяжелая (30 килограмм), стыки часто дают течь, на волне может нырять, очень старые доски расслаиваются, мачта и гик дюралевые без защиты, шар опасен для ног и быстро ржавеет (карданного типа из металла). Если потратить еще 30 - 70 е.у. можно поменять шарнир, плавник (родной сделан из мягкого пластика и плохо держит курс) и установить защелку на гик (чтобы не болтался). Сделать ремонт корпуса и шверта, а лучше срастить все три части корпуса. Некоторые райдеры даже убирают среднею секцию, переставляют крепление под мачту, устанавливают петли и получается что-то вроде формулы. “ Я видел Мустанг вообще без середины, все закладные новые были и шов эпоксидкой был заделан, человек на нем даже глисировал” - это одна из выдержек взятая из интернета.
ВИНДЕРГЛЯЙДЕР (ПАГГИ, ДАГЕСТАН и еще там чего то). Начало производства 80-е годы, в Казахстане выпускают до сих пор, бывший олимпийский класс. Стоимость от 150 до 300 б.у.. Новый Казахстанский в пределах 300 - 400. Очень распространенная доска, в некоторых яхтклубах лежат штабелями. Хозяева их давно сгинули в пучине, а без хозяев никто вам их продаст. Рубят и сжигают их каждый год десятками. Хороший вариант покупки немецкого производства (классный корпус и два паруса, гик обрезиненный) или Таллинской судоферфи (корпус пустотелый и вечный). Плюсы: устойчивая, глиссирует в слабый ветер, проста в обслуживании, можно использовать как лодку. Минусы: тяжелая (25 килограмм), быстро набирает воду, большие габариты - длина 3.8 метра, на большой волне не устойчива, слабо маневреннаяЛучше всего разобрать корпус по шву и перебрать сердцевину, на этом можно облегчить доску килограмм на 5, что даст существенный прирост скорости.
АКВАТА, КЛИПЕР (ДОСКИ КЛАССА ДИВИЗИОН). Начало выпуска конец 80-х, начало 90-х годов. Прогрессивные формы, способные к быстрому выходу на глиссирование, новые технологии в конструкции. Цены от 200 за комплект с лавсановым парусом и до 400 за комплект с пленочным, скорее всего мачта будет алюминевая. плюсы: Незначительный вес в пределах от 20 до 25 кг, большой объем (пригодна для всех весовых категорий), легка в управлении и обучении, легко глиссирует, можно принять участие в серьезных соревнованиях (с пленочным парусом). Минусы: большие габариты, тонкий и нежный корпус, часто ломающаяся мачта (особенно пластиковая), трудно управляется на большой волне. Требует тщательного ремонта корпуса и. по возможности, замены верхушки на более современную
SST SHOTGUN 260, 275, 280 (доски объемом от 100 до 140 литров). Начало выпуска 90-е годы. Более менее современные доски способны ходить в сильный ветер. Цены в пределах от 300 до 400 у.е.. Плюсы: легкий стеклопластиковый или карбоновый корпус до 15 кг, современная верхушка, большая скорость и хорошая маневренность, небольшие размеры до 2.8 метра. Минусы: только для сильного ветра от 8 м.с. (очень редко посещает наши широты) и выше, только для опытных райдеров (умение делать водный старт), небольшой диапазон использования, требует дополнительного снаряжения (трапецию, трапец-шкоты, гидрокостюм), может попасть и пробитый корпус (тщательно заделанный, но уже тяжелый), требует тщательного ухода после использования, в штормовую погоду. Если доска и верхушка не убиты, почти не требует ремонта. Совет: покупать только как вторую доску.
Уровень второй: в вашем кошельке от 500 до 800 (условных американских). За эти деньги можно купить что-нибудь серьезное.
НАВИГАТОР - 330, 345, 380; FANATIK 320 - 380, 375; F2 280 - 380, HAI-FLY 300 - 380 (доски объемом от 140 литров и выше). Начало выпуска от 94-о года. Современные доски, с хорошими рабочими качествами. Плюсы: очень легкие до 17 кг, швертовые, пригодны для участия в соревнованиях, скоростные, маневренные, легко перевозить и легко хранить, разборная верхушка, карбоновая мачта, обрезиненный гик, идеально подходят для начального и среднего уровня подготовки. Минусы: пробитый и продавленный корпус , корпус, набравший воду (надо взвешивать и сравнивать с паспортными данными), старая пленка на парусе, расслаивающаяся мачта от напряжения, требует бережного хранения и обращения, парус выгорает на солнце. При приобретении следует сделать профилактику, заклеить трещины, подшить парус, подклеить мачту и гик, заменить шкоты. При удачной покупке комплект вам прослужит не один сезон.
Уровень третий: в вашем кошельке от 1000 до 1500 (условных американских). Только новое и самое лучшее
НАВИГАТОР 300 (ХИТ СЕЗОНА). Наиболее компромиссная доска. Начало выпуска 2004г. Плюсы: современная форма - большой объем и шверт многое прощают начинающим, рано выходит на глиссирование, легко перевозится, доска уникальна для обучения детей и в тоже время пригодна для участия в соревнованиях, хорошо управляется, устойчива. Это великолепная семейная доска для людей всех возрастов, способностей и весовых категорий. Минусы: пока не выявлены. Стоимость полуколмлета (корпус, петли, плавник, шверт) - 600. Полный комплект с парусом от 5.5. до 7.0. кв.м. будет стоить - 1150, комплект с парусом с 7.5 до 9.5 - 1250. Доску опробовали в клубе и все от нее были в восторге. Доска настолько устойчивая и легко управляема, что “чайники” начинают прогрессировать прямо на глазах, при начальных навыках практически не требуется шверт. Доска на одном плавнике достаточно круто идет к ветру. Весь комплект полностью помещается в универсале или хэчбеке, не говоря уже о балконе. Если вы решили покупать новую доску на все случаи жизни, “НАВИГАТОР 300” - идеальное решение. И хороший совет покупайте комплект с парусом 7.0 кв.м плюс парус 5.5 кв.м.. С таким набором вы сможете кататься в ветровом диапазоне от 3 до 20 м/с, на озере и на море
FREERIDE 175 (ЖЕЛТЫЙ ДЬЯВОЛ). Доска для продвинутых серферов, гоняющих на соренованиях или просто в свое удовольствие. Начало выпуска 2003г. Плюсы: современная форма - большой объем, рано выходит на глиссирование, легко перевозится, хорошо управляется в слабый и средний ветер, устойчива. Это великолепная доска для тяжеловесов. Минусы: Один нюанс в сильный ветер требуются хорошие навыки управления и набор плавников. Стоимость полукомплекта (корпус, петли, плавник) - 700...800. Полный комплект с парусом 7.5 кв.м. - 1400. Доска очень устойчивая, ощущение, как будто вы стоите на асфальте. Если вы обладаете начальными навыками и желаете дальше прогрессировать - эта доска для вас. Доска пригодна для эксплуатации на озере и на море. В сильный ветер вы узнаете, почему называют ее “Желтый дьявол” (большинство досок желтого цвета).
PRACTICAL CONCEPT 160 . Русская формула. Начало выпуска 2003г. Плюсы: самая дешевая и доступная доска для гонщиков и спортсменов из класса “Формула”. Минусы: почти нет, за исключением в сильный ветер требуются хорошие навыки управления и набор плавников. Стоимость полуколмлета (корпус, петли, плавник) - 850...900. Полный комплект с парусом 7.5 или 9.5 кв.м. - 1500. Доска пригодна для эксплуатации на озере и на море.
На этой доске обзор заканчивается и хочется дать пару советов на прощание. Совет первый - старайтесь покупать доски у знакомых или в клубах: если вас обманули или вы еще не разобрались в конструкции, есть к кому обратиться за помощью и претензиями. В клубах должны дать гарантию на новое снаряжение. Совет второй - попросите собрать снаряжение и по возможности продемонстрировать ходовые качества доски. Вам не должны отказать, за исключением случаев вам продажи доски меньше 120 литров, рассчитанную на сильный ветер и хорошие навыки хождения. Совет последний - покупая доску, позовите с собой, человека, который лучше вас разбирается в снаряжении, как при покупке автомобиля всегда надо брать с собой специалиста.