Устройство Доски.

    Ну что начинающий райдер, скоро начнется сезон и вы будете пробовать осваивать виндсерфинг. Начнем теоретический курс. Если вы сразу ни чего не поймете, не расстраивайтесь, почитайте еще раз, потом поразмышляйте, обязательно помечтайте (это не вредно, а даже полезно), а затем представьте себя несущимся по гребням волн. В остальном мы вам поможем непосредственно на воде и все у вас получится.

    Доски бывают разные: швертовые и бесшвертовые (шверт - нечто вроде киля). Те которые швертовые, как раз подходят начинающим - то есть вам. Шверт, прикрепленный к доске, позволяет вам кататься более маневренно и делает доску устойчивой на воде. Доски разнятся и по длине: от 3.20 метра до 3.80 метра - для “чайников” и гонщиков, от 3 до 3.2 метра - для более опытных, а для “продвинутых” и профессионалов - от 2 до 3 метров. Также доски различаются по ширине. Чем шире доска, тем более ранее глиссирование, и слабее ветер необходим, чем уже - тем более маневренная и скоростная, и ветра побольше. Немаловажный момент и объем доски. Для начинающих и хождение в ветер до 5 - 7 метров - объем не меньше 180 литров. На средний ветер и для более продвинутых райдеров - объем в пределах 120 - 170 литров. Самый минимальный объем для наших широт и ветра 10 - 15 м/с, который не так часто посещает нас - литров 100, 90 - это предел. И еще маленький нюанс - ваш вес тоже играет немаловажный момент. Здесь главное - точно знать технические характеристики доски, если их нет - спросите любого опытного райдера. Единственное предостережение - если ваш вес более 120 кг, не берите доску меньше 170 литров для наших широт, иначе вы просто превратитесь в баржу.

    Значительно легче научиться кататься на виндсерфинге, имея теоретический материал по его устройству и основным понятиям парусного дела. Внешний вид и основные элементы парусной доски показаны на рисунке 1.

    Мачту с гиком-уишбоном устанавливают на палубу при помощи универсального шарнира, который позволяет мачте с парусом вращаться во всех направлениях и отклоняться от вертикали более чем на 90º. В средней части корпуса установлен шверт. Для стабилизации движения по курсу в корме устанавливается плавник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    В этом виде спорта, как и в любом другом, существует своя терминология. Предлагаем вам ознакомиться с некоторыми понятиями и направлениями ветра:

В зависимости от направления движения доски относительно ветра, различают основные курсы: бейдевинд, галфвинд, бакштаг, фордевинд. Курсом судна относительно ветра называется угол между направлением ветра и направлением движения доски, отсчитываемый от носа. В зависимости от величины этого угла курс относительно ветра может быть острым или полным. С изменением курса, если при этом угол ветра увеличивается, говорят, что доска "уваливается" (идет полнее), если уменьшается - доска "приводится" (идет круче к ветру).

Бейдевинд- острый курс относительно ветра, когда ветер дует под углом от около 0° до 90°. Может быть крутой бейдевинд (до 50°) и полный (от 50° до 80°). К полным курсам относятся: галфвинд (полветра)- ветер дует по углом от 90° до 100°.

Бакштаг- ветер дует под углом от 100° до 150° (крутой Бакштаг) и от 150° до 170° (полный Бакштаг).

Фордевинд- ветер дует в корму под углом от 170° одного борта до 170° другого борта.

Левентик- это положение доски относительно ветра, когда угол ветра около нуля. Парус в левентике полощет и не работает, и доска, долго находящаяся в таком положении, постепенно набирает задний ход.

Галс- положение доски относительно ветра, когда угол ветра больше 0°. Доска идет правым галсом, если ветер дует в правый борт. Доска идет левым галсом, когда ветер дует в левый борт.

Виндсерфер поражает воображение с первого взгляда. Все в его облике непривычно, не укладывается в установившийся образ парусного, пусть даже совсем маленького, судна. Вместо корпуса - доска, мачта шарнирно укреплена в степсе и удерживается лишь руками спортсмена, нет паутины шкотов, фалов и прочего такелажа. Но самое необычное и непривычное в виндсерфере - это отсутствие руля, место которого занял неподвижный плавник.

Но, несмотря на отсутствие руля, виндсерфер прекрасно управляется и может маневрировать не хуже любой яхты.

В чем же заключается секрет, позволяющий виндсерферу обходиться без руля?

Рассмотрим силы, действующие на виндсерфер, движущийся под действием ветра.

При обтекании паруса потоком воздуха, направленным под небольшим (порядка 15°) углом к парусу, спорости потоков на наветренной и подветренной сторонах паруса будут различны. В силу законов аэродинамики (по аналогии с крылом) на каждый элементарный участок поверхности паруса будет действовать сила, направленная перпендикулярно к данному участку (см. рис. 4). Точку приложения равнодействующей R всех аэродинамических сил будем называть центром парусности (ЦП). Располагается ЦП примерно в геометрическом центре паруса.

Возникающая на парусе сила T через различные связи - мачту, через тело спортсмена воздействует на корпус судна и вызывает его движение.

 

 

 

 

Если бы сопротивление движению корпуса было одинаковым во всех направлениях, то судно могло бы двигаться только в одном направлении - по ветру и не могло бы управляться. Чтобы это не происходило, стараются сопротивление движению судна вперед уменьшить, а сопротивление корпуса дрейфу - боковое сопротивление - увеличить. Достигается это установкой в диаметральной плоскости специальных вертикальных пластин - швертов, шверцов, плавников; увеличением подводной части корпуса и приданием ей специальной формы, как это делается у килевых яхт.

Физические принципы работы шверта и всех других упомянутых выше пластин такие же, как и у паруса. Единственное отличие в том, что шверт действует в другой, более плотной среде.

При обтекании шверта потоком воды на нем развивается гидродинамическая сила, направленная в сторону, противоположную силе дрейфа. Точка приложения равнодействующей гидродинамических сил, действующих на шверт и подводную часть корпуса, называется центром бокового сопротивления и обозначается ЦБС.

Сила дрейфа и сила бокового сопротивления, приложенные к корпусу судна в разных точках (рис. 5), образуют момент сил, разворачивающих его.

Если проекция центра парусности на диаметральную плоскость расположена за проекцией центра бокового сопротивления ближе к корме (рис. 5в), то образовавшийся момент сил начнет разворачивать судно в сторону ветра (приводить к ветру) до тех пор, пока оно не встает точно против ветра - в положение левентик.

При переднем расположении проекции центра парусности по отношению к центру бокового сопротивления (рис. 5б) возникающий момент сил начнет разворачивать судно от ветра (уваливать) до положения, когда ветер дует прямо в корму (фордевинд).

И наконец, если проекции центра парусности и центра бокового сопротивления лежат на одной линии, то силы дрейфа и бокового сопротивления компенсируют друг друга (рис. 5а), и доска движется в направлении своей продольной оси.