Урок Практический. Поехали !

    При наклоне мачты к носу доски и соответственно смещении центра паруса к носу доски, доска будет уваливаться, при смещении центра паруса к корме доска будет соответственно приводиться по отношению к ветру. Это объясняется появлением вращающего момента, который разворачивает виндсерфер в ту или иную сторону. Таким образом, наклонами мачты к корме и носу можно изменять направления движения виндсерфера в довольно больших пределах. Если парусная доска движется курсом галфвинд (перпендикулярно ветру), то маневрирование можно осуществлять наклонами мачты на ветер и под ветер (см. Рис.)

 

    Свои особенности при маневрировании, когда ветер дует с кормы. На следующем рисунке видно, что маневры уваливания и приведения носят несколько условный характер, однако, на практике вы легко научитесь различать их.

    Перед тем как приступить к практическим занятиям необходимо иметь представление о правилах расхождения парусников. Главное правило всех парусников: следующий правым галсом (когда ветер дует в правый борт) виндсерфер имеет право дороги. Это значит, что такому судну должны уступить дорогу все парусники, следующие левым галсом, в случае, если на пересекающихся курсах встречаются два виндсерфера, следующие одним галсом, наветренный (тот который выше по ветру) уступает дорогу подветренному. Парусники имеют право дороги перед моторизованными судами, однако, не следует злоупотреблять этим правом, исходя из соображений собственной безопасности. Виндсерферам, кроме того, категорически запрещается выходить на судовой ход транспортного флота и пассажирских судов. Получив основные теоретические знания, можно приступить к практическим занятиям.

    Проговорим, на более простым языком. Парус (sail) натянут на мачту (mast). Ручка, за которую ты будешь держать парус, прикреплена к мачте и называется - гик (boom). В месте крепления гика к мачте привязана толстая, узловатая веревка - старт шкот, за нее ты будешь на первых порах поднимать парус из воды. Место, которым мачта крепится к доске называется - шарнир (mast foot), а соответствующее гнездо в доске - степс (steps). 

 

Должен научиться в первую очередь:

  1. определять, откуда ветер дует;

  2. забираться на доску;

  3. правильно стоять на доске;

  4. проворачивать доску до подъема паруса.

  5. поднимать парус из воды;

  6. правильно стоять на доске с поднятым;

  7. вращать доску на месте при поднятом парусе.

Откуда ветер дует?  Выйдя на берег - определи откуда дует ветер.

Как забраться? Забирайся на доску всегда со стороны, противоположной той, с которой лежит парус.

Стоим на доске. Забравшись на доску, займи устойчивое положение, предполагающее последующий подъем паруса. Ноги на ширине плеч, степс точно между ног - это очень важно, если ты сделаешь не так, то при подъеме паруса доску будет закручивать, причем даже не сможешь понять почему. Держись за старт-шкот.

Подготовка к подъему паруса. Итак, забравшись на доску, произвольно лежащую на воде, ты: упором на правую или левую ногу добиваешься перпендикулярности доски и паруса; затем, натягивая старт-шкот, слегка отрываешь парус от воды; поддерживая перпендикулярность доски и паруса, ждешь пока ветер не развернет всю систему из тебя, доски и паруса в базовое положение. Если ты все сделал правильно, через некоторое время доска сама займет положение перпендикулярное ветру, парус, следовательно, будет ориентирован по ветру. Ты в базовом положении.

Поднимаем парус. Тяни за старт-шкот вверх, выпрямляя ноги, используй спину и вес тела. Не тяни на себя и вниз. Как только парус оторвется от воды, его сопротивление резко уменьшиться - есть опасность упасть назад. Как только парус оторвался, дальнейший подъем осуществляется только силой рук, перебирая по старт-шкоту. Добирайся до передней оковки гика. Итак - парус поднят и свободно полощется по ветру. Ты в связке с парусом, он - флюгер, ты - балансир оного, вместе вы вращаетесь вокруг воображаемой оси - вертикальной и проходящей через степс. Пятки вместе, носки врозь, степс между ног; колени и локти полусогнуты; спина прямая!!!

   Руки на гике, с двух сторон от мачты, максимально близко к мачте; балансируешь парусом, пользуясь полусогнутыми руками, с целью не упасть. Если ты все сделал правильно, то доска сама будет стремиться сохранить положение перпендикулярное ветру. Перехватившись за гик закрываешь парус и начинаешь движение. И сразу смотришь куда же идешь. Варианты:  иди по ветру не надо, возвращаться потом к месту выхода проблематично. Сильно на ветер тоже не стоит, скорость маленькая или вообще нет, если круто к ветру стоишь. Оптимально - галфвинд, перпендикулярно к ветру или чуть на него, откуда вышел, туда и вернулся.

 

Надо рулить. Как? Смена курса (руление). Менять курс (направление движения). Делать это совсем просто: попробуй отклонить парус вдоль осевой линии доски на корму, ветер больше давит на корму и она начинает уходить от ветра, т.е. доска становится носом: на ветер, отклоняя парус на нос, добиваешься обратного, нос начинает уходить от ветра, доска поворачивается кормой на ветер. Куда парус наклоняешь на корму или на нос, та часть толкается ветром и от него уходит.

Еще раз общие моменты и понятия. Курсы (возможные направления движения) делятся по отношению к ветру на курсы левого галса и курсы правого галса. Правая рука впереди ты идешь правым галсом, левая - левым галсом. Повернуть носом к ветру - привестись (приводиться), идти круче против ветра, острее.  Повернуть носом от ветра - увалиться (уваливаться), идти положе.                                              Названия курсов: Галфвинд (halfwind - пол ветра) - это наш стартовый курс (перпендикулярно ветру). Бейдевинд (против ветра) - курс под углом на ветер. Чем меньше угол между курсом и ветром, тем острее мы идем к ветру. Бакштаг (из штага в бак) - курс под углом из под ветра. Фордевинд (по ветру) - ветер точно в корму. Левентик - нос смотрит точно туда откуда ветер дует. Курсом левентик нельзя идти без весел или мотора. В этом положении можно только находиться. Впрочем, снос по ветру все-таки есть. Галс и название курса однозначно и точно определяют положение относительно ветра. Когда идешь перпендикулярно ветру (галфвинд) угол между доской и парусом около 15 градусов, если приводишься (пытаешься идти на ветер - угол меньше, до нуля). Если уваливаешься ( пытаешься иди по ветру) угол больше, до 90 градусов. Это важно. Если в положении перпендикулярно ветру (галфвинд), угол около нуля, то будешь просто дрейфовать боком. Спину не гнуть. Если ветер порывом сильно давит на парус, за ним тянуться не надо, просто открой парус, если ветра мало и падаешь на спину, закрой парус резким движением задней руки. Во время движения стоишь боком, поэтому лево - право нет.                                                                           Проблема хождения против ветра является проблемой первостепенной важности. Не умея ходить против ветра не сможешь вернуться. Если цель путешествия находится выше по ветру, то в один ход тебе добраться до нее не удастся. Нужно идти максимально круто против ветра, периодически разворачиваться меняя галс. Это называется лавировать или идти в лавировку.

Техника лавировки. Проверь есть ли шверт (его вообще на доску прикрутили именно для хождения против ветра). Со стартового курса галфвинд, разогнавшись на максимальной тяге с выпущенным швертом, перемещаем парус на корму и приводимся к ветру. Достигнув угла около 45° к ветру, больше не приводимся. Не проскочи в запретную зону. Попадание в нее приведет к потере хода. По сценарию дальше следует падение. Идя максимально круто против ветра старайся балансировать на границе запретной зоны, приводись если есть возможность, уваливайся, если теряешь ход.

Разворот оверштаг (против ветра). Общая задача: повернуть с крутого бейдевинда одного галса на крутой бейдевинд другого галса по возможности без потери хода (попутно придется пересечь носом линию ветра). Весь маневр можно разделить на две фазы: фаза 1 - вход в запретную зону, приведение к линии ветра;  фаза 2 - уваливание на бейдевинд другого галса, выход из запретной зоны. Фаза 1 - приведение. Идя в крутой бейдевинд (носом на ветер), заваливаешь парус на корму (фото 1), вплоть до касания задним углом (концом гика) воды, но не сбрасывая при этом тягу.

Начинаешь приводится. Почти тут же ставишь переднюю ногу перед мачтой (фото 2). Переносишь мачтовую( переднюю) руку на мачту, а гиковую (заднюю) ближе к мачте, удерживаешь парус наполненным, дотягивая на себя гиковой рукой. Остаешся в этом положении, пока доска доворачивается носом к линии ветра. При подходе к линии ветра - ВНИМАНИЕ. Как только достигнешь линии ветра - последнее усилие - тебе надо перебраться на другой борт доски и желательно быстро (фото 3, 4) .Потом надо довернуть доску, заваливая мачту на нос, причем, заваливая - помни, передняя рука разогнута, задняя максимально согнута. Еще обратите внимание на схему траектории поворота.

Иногда поворот приходится делать не только носом против ветра, но и при попутных курсах. В этом случае корпус судна пересекает направление, откуда дует ветер своей кормой. Такой поворот называется поворотом фордевинд. Этот поворот совершается на виндсерфере нетрадиционным  способом. Гик с парусом пересекает диаметральную плоскость корпуса со стороны носа. При слабом ветре такой поворот не представляет никакого труда, но требует ловкости и сноровки при сильном ветре. Связано это с тем, что при повороте и вращении гика вперед, через нос, на противоположной борт давление на парус меняется от максимального до положения флюгера, в затем вновь становится максимальным. В сильный ветер этот прием надо выполнять энергично, резко посылая гик, и, быстро подхватывая парус с противоположной стороны, при этом переводя мачту на противоположный борт. Курс фордевинд считается труднее, особенно при сильном ветре и волнении. Максимальная скорость достигается при глиссировании. Волнение поверхности воды способствует глиссированию. Глиссирование возможно, главным образом, на полных курсах и при сильном ветре.

Что-то понял? Если да то, вперед, если не понял, то назад (читайте заново...)