Парусная Лыжа.

    Сейчас наметилась тенденция увеличения интереса от фанбординга к другим экстремальным видам спорта, например, кайтсерфингу, вейкбордингу, сноуборду. Причины этого явления не являются темой данной статьи. Увеличился интерес не только к этим, я бы сказал, ярким видам спорта, но и к довольно замкнутому до этого времени зимнему виндсерфингу. Статьи на эту тему печатаются в изданиях по парусному спорту. В отличие от таких видов, где оборудование можно купить в магазине, в зимнем виндсерфинге надо или самому собирать из имеющихся лыж аппарат для снега, или полностью проектировать и заказывать изготовление железа. Причем, в этой области наблюдается полное отсутствие информации. Если же информация все-таки есть, то она имеет вид "…это круче, чем все, что придумали раньше - купите это у нас….". Так что, не будем здесь обсуждать конструкции производимые фирмами.

    Конструкции.

1. Коньковые аппараты.

4-х коньковые - повторяют принцип скейтборда: те же подвески, только вместо колес поставлены коньки. Желательно доску делать длиннее, чем у скейта, а подвеску затягивать до предела, тогда доска будет не так резко поворачивать и быстрее ездить. Можно и дальше усовершенствовать эту идею, например, удлиняя коньки и обеспечив каким-нибудь образом гашение вибрации. Но, на мой взгляд, этот снаряд имеет принципиальное отличие от фанбординга, которое коварно проявляется с ростом мастерства и скорости. Оно вызывается буерным эффектом, возникающим на скорости, и неизбежно превращающим активные повороты через фордевинд в оверштаги. При входе в поворот на скорости, превышающей скорость ветра и ведении дуги без потери этой скорости, что совершенно нормально на гладком льду, линия ветра пересекается не по ветру, а против него! Можно прекрасно делать “360” с лежащим вдоль поверхности парусом, можно сделать этот маневр два раза подряд, но что бы сделать “утку” или обычный “джайб”, надо предварительно затормозить.

3-х коньковые (в народе получили прозвище “тараканы”) - выросли за несколько лет применения в гонках от конструкции с неповоротным коньком спереди, сделанным из трубки, до аппаратов с принципом руления, приближающимся к скейтборду. Эти конструкции более ориентированы на скорость и более стабильны. Тут только одну пару коньков надо точно выставлять “на параллельность” - это очень влияет на скорость. На чемпионате мира в 1997г. первые два места заняли ребята из Канады, выступающие на трех-коньковках. Там был кривой и шершавый лед и сильный ветер. Никто не ожидал такого преимущества коньков в этих условиях. У канадцев были аппараты, которые мне очень понравились. Аппарат состоит из довольно легкой Т-образной рамы из алюминиевого профиля с прикрепленной сверху площадкой из 10мм. фанеры. Основная идея заключается в том, что площадка разрезана поперек в задней части; получается, что ее передняя половина крепится только к продольной балке и при надавливании на боковые ее части она упруго прогибается. Это перемещение и используется для управления передним коньком. Два тросика крепятся к неподвижной площадке с обоих бортов, и через блоки, установленные на краю подвижной площадки протянуты крест-накрест к рулевому коньку. На прямых курсах спортсмен стоит на одном из боковых коньков - на жесткой части площадки, а на поворотах - нажимает на один из бортов.

2. Лыжные аппараты.

Двухлыжные конструкции применяются, в основном, в Финляндии - там на них давно гоняются много спортсменов, и их конструкция стала, на мой взгляд, совершенной. По плотному и неровному снегу и сильному ветру “двухлыжки” имеют явное преимущество перед другими конструкциями. Снаряд устроен очень просто: две длинные (240см) кантовые лыжи скреплены узкой площадкой, и скользят по снегу своими наружными кантами. Угол наклона регулируется винтами или талрепами - (он меняется в зависимости от жесткости дороги и составляет примерно 30 град.). Термин “двухлыжка” не буквален, так как часто вместо фанерной площадки между лыжами ставят короткую прыжковую лыжу, и получается “трехлыжка”. Ощущения от этого снаряда очень противоречивы. С одной стороны, лыжи, поставленные на снег разными кантами, должны из-за приталенности стремиться разъехаться в разные стороны и весь аппарат должен сильно тормозить. Но финская модель обладает большим плюсом - удивительной легкостью скольжения, Резаные повороты получаются только на аппаратах с вынесенной за лыжи площадкой, но финский трехлыжный вариант мне, все же, кажется более эффективным.

Монолыжи. Это - российское изобретение, точнее эстонское, как они утверждают, но все равно - советское, это дела не меняет. Монолыжа очень просто устроена, к тому же в России она очень давно стала монотипом для гонок. Это очень подняло уровень подготовки русских спортсменов, и на мировых соревнованиях они давно считаются виртуозами. Давно определились сильные и слабые стороны этого снаряда. Монолыжа имеет очень высокое качество скольжения по очень разным видам снега, а значит начинает двигаться при очень слабом ветре, очень дешева в изготовлении, легка в перевозке и переноске. Но: требует очень хорошей техники управления, особенно в сильный ветер и на сложных покрытиях.
    Вот последние технические решения, применяемые в монолыжах: быстросъемная площадка, позволяющая менять лыжи прямо на старте; скользящие в продольном направлении крайние опоры для улучшения работы лыжи на неровной поверхности; амортизация мачтового шарнира для уменьшения передачи ударных нагрузок на кант лыжи; полиуретановый мачтовый шарнир. Для монолыж обычно применяются два типа лыж - для снега - прыжковые 250см, для льда и наса - длинные (220см) кантовые. Многие спортсмены даже шьют специальные паруса для гонок, отличающиеся от летних в основном формой в плане - нормальное положение паруса на ходу у монолыж сильно смещено вперед. 

Можно ли использовать пленочные паруса зимой? Пленочные паруса (как и угольные мачты) зимой использовать можно без опасения. Намного опаснее для парусов - ультрафиолет, а для мачт - местный нагрев и удары. У гиков - наоборот. Термопластовые оковки фирменных гиков становятся хрупкими уже при -10 градусах.
Какая максимальная скорость с парусом зимой? На чемпионатах мира проводились скоростные заезды. За все время максимум намеряли только 56км/ч. Но старинный рекорд, установленный Юханом Гроссом, составляет 70км/ч - уже ближе! А вообще в гонках достигается скорость до 80км/ч. 
Чем смазывать лыжи, чтобы они лучше скользили? Чем и все гонщики в других видах лыжного спорта и на что хватает денег. Например, порошок "Swix" ценой $70 за баночку. А вообще, подойдут любые парафины скольжения: "Висти", "Swix", "Toko”
Из чего можно сделать монолыжу у нас? Надо найти одну лыжу для прыжков на трамплине, другой вариант старую горную лыжу больших размеров, в крайнем случае лыжу для охоты. Все остальное можно изготовить из подручного материала. Даже мачту и гик можно выклеить из реек, а парус самим пошить из брезента. Если вы проявите аккуратность, то может получиться неплохой снаряд для тренировки начальных навыков. Пока все райдеры и чайники будут зимовать в своих квартирах, вы за зиму можете укрепить и поднять свои навыки на следующую ступень. Особое предупреждение - не катайтесь без шлема, а то видел я один полет райдера головой об лед. И еще, если катаетесь по замершей воде, наденьте спасательный жилет или прихватите кошки на руки, всякое может случиться.
Зачем об этом писать в начале весны? Ответ очень простой, как гласит народная мудрость: Сани готовь летом, а виндсерфинг зимой..

Изготавливает по индивидуальным заказам зимний серфинг. Тел. 8-(029)-661-41-38